Кто такой менеджер

Это понятие имеет сегодня довольно много различных трактовок, но все они базируются на понимании самой сути менеджмента. Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами являются мужчины или женщины, наделенные большим объемом работы, с которой они могут справиться лишь с помощью других людей.

Менеджер – наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием.

Основные задачи менеджера:

— координация;

— руководство;

— управление;

— принятие решений.

Разделение труда менеджеров

Существует применяемый к любой организации процесс управления. Он заключается в реализации функций, которые должен выполнять любой руководитель.

Одна из форм разделения труда менеджеров носит горизонтальный характер (горизонтальное разделение труда). Менеджеры расстанавливаются во главе функциональных областей и подразделений. Например, главный инженер, заместители руководителя предприятия по производству, финансам, коммерческой деятельности, персоналу, маркетингу.

Для выполнения производственных работ горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована. Отдельным менеджерам приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей. Последние, в свою очередь, тоже могут координировать работу руководителей. Так до уровня менеджера, которые координируют работу неуправленческого персонала. Неуправленческий персонал организации, например, промышленного предприятия представляют работники, которые физически изготавливают продукцию, выполняют проектные работы, оказывают производственные услуги (рабочие, рядовые производственные инженеры, экономисты, кладовщики, водители транспортных средств).

Вертикальное разделение труда образует уровни управления

В соответствии с уровнем управления в организации  выделяют:

— менеджеров (руководителей) низового звена;

— менеджеров (руководителей) среднего звена;

— менеджеров (руководителей) высшего звена (топ — менеджеров – главных управляющих).

Все капитальные труды по менеджменту содержат в себе указание на необходимые черты характера и качества личности менеджера. Так, например, отец научной организации труда Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера ум, образованность, технические знания, силу, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность и др.

Другой классик менеджмента А.Файоль считал, что менеджер должен обладать предвидением, организаторскими способностями, быть компетентным, отличаться здоровьем, иметь развитый интеллект, высокий уровень культуры и нравственности.

Современные теоретики также продолжают спор о том, какими качествами и чертами характера должен быть наделен идеальный менеджер.
Американские авторы считают, что хорошему менеджеру должны быть присущи такие качества, как лидерство, инициативность, решительность, рассудительность, независимость, умение делегировать власть, коммуникабельность, способность к размышлению, умение рисковать, стрессоустойчивость, настойчивость, развитое воображение, чувствительность.
Интересен подход к деловым и личностным качествам менеджеров во Франции. Так исследовательская группа фирмы «Коржеф» провела целенаправленные беседы с 598 менеджерами.

На вопрос «Что самое важное для хорошего менеджера» ответы распределялись следующим образом:

  • внешние данные — 1%;
  • авторитет — 4%;
  • техническая компетентность — 8%;
  • жизненный опыт — 10%;
  • неординарность — 36%;
  • «дар божий» — 41%.

Нетрудно себе представить, что последние три пункта касаются сложнейших поведенческих проблем. Под «даром божьим» подразумеваются умения и навыки межличностного взаимодействия менеджера с людьми.
Преобладание «человеческого подхода» к руководству подчиненными господствует и в японском бизнесе.