Обычно организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов. При этом она может столкнуться с достаточно большим числом альтернативных стратегий.
Стратегия – комплекс базовых решений, направленных на достижение генеральной цели фирмы и исходящих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей, а также других факторов и сил окружающей среды.
Элементы стратегии:
— долговременные цели (планы, программы), определяющие деятельность организации на перспективу (стратегические цели);
— технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей;
— ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей;
— система управления, обеспечивающая достижение стратегических целей.
Цель разработки стратегии – определение основных приоритетных направлений и пропорций развития фирмы с учетом спроса рынка и материальных источников его обеспечения. Стратегия должна быть направлена на оптимальное использование возможностей компании и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности фирмы. В рамках стратегии осуществляется последовательное активное влияние на рынок, его формирование, завоевание на нем целевых для компании позиций. Этап разработки стратегии предполагает не только определение политики, но и разработку мер и мероприятий, а также методов достижения целей, он обеспечивает основу для принятия последующих долгосрочных решений.
Иерархия стратегий:
— корпоративная стратегия — создание эффективного комплекса стратегических бизнес-единиц (СБЕ) и управление ими, достижение синергетического эффекта;
— стратегия бизнеса — действия и подходы, обеспечивающие конкурентоспособность;
— функциональная стратегия — научные исследования и разработки, производство, маркетинг, финансы, кадры и т.д.;
— оперативная стратегия — географические сегменты, производства, подразделения внутри функциональных направлений.