Потребительская ценность и ценность товара

Потребительная ценность — это физическое, вещественное свойство товара, это его способность удовлетворять определенные потребности.
Меновая ценность, или просто ценность — это общественное свойство товара. Она определяется степенью полезности товара и объемом затрат, необходимых для его получения.

Потребительная ценность и ценность товара — это свойства однородные и одновременно противоположные. Они образуют единство противоположностей, заключенных в товаре. Их единство состоит в том, что ценность — это то количество потребительной ценности, которое индивид, или община, или другая организованная группа людей (скажем, корпорация) готовы обменять на соответствующее количество другой потребительной ценности. Противоположность потребительной ценности и ценности заключается в том, что первая составляет неизменное физическое свойство товара, которое всегда в нем присутствует, а вторая составляет его переменное относительное свойство, которое обнаруживается только в сравнении и всегда выступает как величина сравнительная. Эта величина изменяется вместе с условиями хозяйственной жизни.

Для получения представления о ценности товара необходим предмет сравнения. Им служит другой объект ценности, принимающий участие в сделке обмена, а сама сделка обмена олицетворяет общественный акт экономической связи отдельного товаропроизводителя или предприятия с обществом.

В то время как потребительная ценность характеризует индивидуальное, особенное свойство товара, ценность выражает его общее со всеми другими товарами свойство.

Поэтому как ценность каждый товар подобен любому другому товару, и все они могут служить эквивалентами друг для друга, хотя их потребительные ценности различны. Как совокупность ценностей все товары являются результатом затраченных обществом усилий на их производство в качестве полезных благ и представляют собой общественную ценность в виде суммарной общности отдельных ценностей. Каждый из них в отдельности есть соответствующая часть этих усилий и общественной ценности.

Общность всех товаров как ценностей предопределяет их способность обмениваться друг на друга. Поэтому меновую ценность определяют, как способность товара обмениваться на другие товары в соответствующих пропорциях.

Противоречие между потребительной ценностью и ценностью, заключенное в товаре, служит движущей силой общественных экономических отношений. Оно представляет собой единство и борьбу противоположностей и развертывается в практической хозяйственной жизни как ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречий:

  • противоречие между личностью и обществом;
  • противоречие между явлением и сущностью;
  • противоречие между частным и общим (общественным).

Сами по себе эти противоречия разрешиться не могут. Для этого необходимо столкновение данного товара с его противоположностью, в роли которой в ранние исторические времена, на стадии примитивного бартера, выступает другой товар, а на более развитых этапах — деньги. В наше время бартер возрождается, когда экономика деградирует в условиях кризиса, а также встречается в международной торговле неравных по уровню развития стран.

Средством разрешения противоречий товара служит рынок, то есть обмен, сделка купли-продажи товара за деньги, в которой участвуют, с одной стороны, продавец — владелец товара, а с другой стороны, покупатель — владелец эквивалентной ценности в виде денег.

Сделка обмена, совершающаяся на рынке, разрешает первое противоречие: между личностью и обществом. Обмен, то есть рынок, преодолевает отчуждение личности от общества, которое порождается частной собственностью. Он заставляет личность производить продукт не для себя, а для общества и вступать в связь с обществом посредством обмена этого продукта. Обменная сделка представляет собой вклад личности в экономическое благополучие общества путем предоставления обществу необходимого ему продукта или ресурса и получение взамен необходимых личности благ. Изготовление и предоставление обществу полезных продуктов или ресурсов становится условием экономического благополучия самой личности.

Обмен разрешает также второе противоречие. Действительно, пока товар не продан за деньги, он предстает в виде продукта, способного удовлетворять некие потребности. На передний план выступает его внешнее, особенное проявление, как отличное от других потребительных ценностей. В то же время его сущность как общественной ценности пока остается скрытой. Его ценность еще не подтверждена, пока он остается в руках владельца, так как самому владельцу он в виде продукта не нужен, а те, кому он предназначен в этом качестве, еще не стали его обладателями. Обмен становится актом общественного признания ценности результатов производственной деятельности данного индивидуума (или предприятия). Товары, прошедшие обмен, превращаются из потенциальных ценностей в реальные. Приобретая товар, покупатель возмещает продавцу его ценность, признавая таким образом товар в качестве частицы общих ценностей в распоряжении общества — общественного богатства.

Наконец, разрешение третьего противоречия означает признание общественно значимой частной хозяйственной деятельности личности или предприятия. При этом продавец выступает как отдельный индивид, олицетворяющий частное начало, а покупатель выступает как представитель общества, олицетворяющий общественный интерес. Тот факт, что покупатель как представитель общества купил данный товар, означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаровладельцем и продавцом данного товара. До тех пор пока они не проданы, это продукты частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общественного богатства, выраженного в деньгах. Частные усилия, затраченные на его создание, признаются как достойная часть общественных усилий, величина которых представлена в денежной форме.