Несмотря на высокие темпы формирования ФПГ (и проведенную соответствующую
правотворческую и нормативно-методологическую работу), этот процесс обнаружил
серьезные проблемы, трудности и противоречия:
- Хотя профили деятельности групп не расходятся с приоритетами,
установленными упоминавшейся правительственной программой содействия
формированию ФПГ, этих групп явно не достаточно на таких приоритетных для
российской экономики направлениях, как промышленный экспорт, наукоемкие и
высокотехнологичные производства, системы жизнеобеспечения и безопасности.
- Действующая нормативная база жестко ориентировала создателей ФПГ на
использование наименее эффективной формы консолидации имущества в рамках
центральной компании — связанной с денежным взносом.
- В ряде случаев оставляет желать лучшего качество предоставляемых
организационных проектов ФПГ. Типичными недостатками этих проектов стали:
плохая проработанность общих концепций создания групп, показателей их
инвестиционных и реализационных программ, односторонняя ориентация на
получение максимально возможного спектра мер государственной поддержки без
должных технико-экономических обоснований; невнимание к социальным и
экологическим аспектам будущей совместной деятельности. В процессе
экспертизы проектов в ведомствах в их содержание, как правило, пришлось
вносить серьезные коррективы.
- Недостаточная степень включенности в ФПГ государственных предприятий (их
доля среди участников групп составляет всего лишь 10,2%), тем более
учитывая, что данный правовой статус пока лишь в малой степени гарантирует
централизованное обеспечение ресурсами.
- Недостаточное внимание к формированию ФПГ на региональном уровне,
стимулирование создания конкурирующих структур на местных рынках.