Проблемы межличностных коммуникаций

Межличностным коммуникациям присущи проблемы:

  1. проблемы, обусловленные восприятием;
  2. семантические проблемы;
  3. проблемы обмена невербальной информацией;
  4. проблемы обратной связи;- неумение слушать.

Проблемы, обусловленные восприятием. Люди реагируют не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что воспринимается как происходящее. Во многих случаях люди воспринимают только часть сообщения, полученного ими в физическом смысле.

— Привет, студент! Надоело искать информацию?)

— Курсач/диплом/реферат быстро. Жми сюда

Восприятие всегда избирательно. Человек просто не в состоянии реагировать на все раздражители. Большинство из них он отсеивает. Люди склонны замечать раздражители, связанные с имеющимися у них в данный момент потребностями, или те, которых ожидают, или же необычные.

Даже замеченные человеком  раздражители не обязательно срабатывают так, как это было задумано отправителем. Происходит избирательное искажение. Человек стремится вписать поступающую информацию в рамки существующих у него мнений. Под избирательным искажением имеют в виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость. Люди склонны интерпретировать информацию таким образом, чтобы она поддерживала, а не оспаривала их сложившиеся идеи и суждения.

Не всю поступившую информацию человек запоминает. Запоминание также избирательно. Многое из того, что он узнаёт, человек просто забывает. Он склонен запоминать лишь ту информацию, которая поддерживает его отношения и убеждения. Необходимо иметь в виду, что большинство людей сразу «механически» и ненадолго запоминают очень небольшой объем информации – несколько слов, несколько простых образов.

Человеку свойственна избирательность внимания, восприятия и запоминания информации. По  некоторым оценкам, человек в течение 24 часов забывает до 80 % новых данных. Такая особенность, как избирательность восприятия, искажения и запоминания, означает, что необходимо приложить немало усилий, чтобы довести свое обращение: до адресатов. Как показывают исследования, человек чаще обращает внимание на неординарные стимулы, воспринимает информацию, которая легко укладывается в его миропонимание.

Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этими опытом или понятиями.

Семантические проблемы. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.

Семантические затруднения могут быть также обусловлены расхождением способов, которыми люди приписывают значение группам символов. Этот момент имеет огромное значение для коммуникации. Например, если вы говорите подчиненному: «Сделайте то-то, как только вам представится удобная возможность» — что вы на самом деле имеете в виду: «как можно скорее» или «когда у вас будет время»?

Семантические барьеры могут создавать коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной среде. Например, фирма «Дженерал Моторс», выбросив на латиноамериканский рынок модель «Чеви Нова», не добилась ожидаемого уровня сбыта. Проведя исследование, фирма к своему ужасу установила, что слово «нова» по-испански означает «она не едет»!

Семантические барьеры, обусловленные культурными различиями, могут серьезно затруднять деловые переговоры. Например, японцы часто произносят слово «хай», что переводится как «да», но означает «я вас понимаю», а не «да, я согласен с вами».

Проблемы обмена невербальной информацией. Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.

Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.

Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 90% информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понятые невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

Все невербальные средства общения делятся на следующие группы:

— кинесические, т.е. зрительно воспринимаемые (мимика, поза, жесты, походка, взгляд);

— просодические, т.е. ритмико-интонационные стороны речи (высота тона, громкость, тембр, сила ударения);

— экстралингвистические — включение в речь пауз, вздохов, смеха, плача и т.д.;

— такесические, т.е. динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя;

— проксемические, т.е. ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними (дистанцирование).