Подготовка и проведение выступлений

Умело построенная речь заставляет думать, вызывает нужные реакции и эмоции слушателей. Помогает этому часто не форма, а содержание речи: применение в ней сравнений, шуток, цитат, метафор.

Вместе с тем основной недостаток многих выступлений — многословие. Лишние, ненужные слова засоряют речь, мешают ее живости. Это можно отнести к использованию штампов, казенных выражений и слов-паразитов («так сказать», «это», «ну» и т.д.).

Рекомендации по подготовке и проведению выступлений

До выступления:

  1. выяснить место и условия предстоящего выступления (число присутствующих, расположение зала, имеющееся оборудование и т. п.);
  2. узнать, сколько времени отводится на выступление;
  3. каким образом вас представят аудитории;
  4. узнать, кто будет присутствовать, и получить о них необходимую информацию;
  5. отрепетировать выступление;
  6. проверить оборудование и вспомогательные средства;
  7. постараться встретиться с присутствующими до выступления, таким образом вы будете «знать» их.

Во время выступления:

  1. перед началом выступления убедиться, что все сидят и готовы вас слушать;
  2. произнести первую фразу четко и уверенно, чтобы привлечь внимание;
  3. обеспечить яркое, интересное начало выступления. К примеру, привести весьма интересный факт по обсуждаемой теме;
  4. далее стараться удерживать внимание аудитории, поддерживать интерес к выступлению;
  5. объяснить присутствующим, почему данная тема важна для них;
  6. перечислить основные пункты выступления (и сказать, когда вы хотели бы ответить на вопросы — по ходу или в конце);
  7. не напрягаться;
  8. произносить ключевые слова, написанные на слайдах;
  9. не зачитывать выступление;
  10. демонстрировать свою убежденность и энтузиазм словами, голосом и жестами;
  11. четко рассказать о выгодах;
  12. представить фактические подтверждения (а не мнения);
  13. показать финансовую целесообразность;
  14. продемонстрировать,  что потенциальные проблемы выявлены и преодолимы;
  15. развлекать слушателей короткими историями, иллюстрациями, примерами. Однако анекдоты использовать в крайних случаях;
  16. варьировать голос (тон и громкость);
  17. исключить сквернословие, рискованные шутки и т. п.;
  18. избегать излишних передвижений и экстравагантных жестов;
  19. не извиняться;
  20. обеспечить краткость выступления. Ни в коем случае не нарушать установленный регламент;
  21. подключать слушателей — разрешать им задавать вопросы и самому спрашивать их;
  22. дать аудитории возможность слышать, видеть и участвовать, для чего использовать визуальные средства, практические примеры и т. д.;
  23. прекратить говорить, когда слушатели все еще желают слушать ваше выступление;
  24. завершить выступление на позитивной ноте;
  25. учитывать, что окончание речи является весьма важным моментом, который будут помнить дольше, его желательно учить наизусть;
  26. в конце речи призвать к действию или попросить поддержку, одобрение, также можно по возможности сделать слушателям подходящий комплимент, вызвать смех, использовать цитату;
  27. обеспечить, чтобы конец и начало выступления были связаны друг с другом;
  28. отвечать на вопросы уверенно.

При использовании оборудования и вспомогательных средств рекомендуется:

  1. опробовать данную технику заранее и убедиться в том, что все работает;
  2. самому в совершенстве владеть этой техникой или иметь рядом техника, который поможет разрешить проблему с оборудованием;
  3. иметь в виду, что все может пойти не так, как хотелось бы, и вам придется выходить из положения, используя для иллюстрации выступления другие средства;
  4. работая с лекционными плакатами, делать большую часть надписей заранее, писать четко и ровно (для этого на некоторых плакатах имеется разметка). Стараться приобретать перекидные плакаты, ими удобно пользоваться;
  5. избегать оранжевого и красного цветов в лекционных плакатах или слайдах, так как в этом случае их трудно читать на расстоянии. Рекомендуется использовать темно-синий, зеленый или черный цвета;
  6. прокладывать прозрачные пленки для проектора бумагой, чтобы предотвратить их склеивание или падение;
  7. не читать со слайдов, так как людям это не нравится;
  8. размещать на каждом слайде минимум информации (20 или менее слов);
  9. текст на слайдах делать достаточно крупным, чтобы его хорошо было видно;
  10. демонстрировать слайды в надлежащем порядке, пронумеровав их;
  11. использовать зрительные образы, например рисунки;
  12. для привлечения внимания к какому-либо пункту положить ручку на поверхность проектора, не тыкая ею в экран (при этом использовать ручку с ребристой поверхностью, которая не скатывается).