Стиль
Характеристика |
Демократический | Либеральный | |
Способ принятия решения | Единоличный | На основе консультаций сверху или мнения группы | На основе указаний |
Способ доведения решения до исполнения | Приказ, распоряжение, команда | Предложение | Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности | Полностью в компетенции
руководителя |
В соответствии с полномочиями | Полностью в руках исполнителя |
Отношение к инициативеподчиненных | Допускается | Поощряется и
используется |
Полностью передается подчиненным |
Принципы подбора кадров | Избавление
от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере | Нет четкой
ориентации |
Отношение
к знаниям |
Считает, что
все сам знает |
Постоянно учится
и требует того же от подчиненных |
Безразличное |
Отношение
к общению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию | Положительное,
активно идет на контакт |
Инициативы не проявляет |
Отношение
к подчиненным |
По настроению, неровное | Ровное, доброжела-
тельное, требовательное |
Мягкое, не требовательное |
Отношение
к дисциплине
|
Жесткое,
формальное |
Разумное | Мягкое, не-формальное |
Отношение
к стимулированию |
Наказание, с редким поощрением | Поощрение с редким наказанием | Нет четкой ориентации |
Модель Мак-Грегора была усовершенствована Уильямом Оучи, разработавшим теорию «Z», успешно применяемую в японском менеджменте:
- 1. Необходима забота о каждом сотруднике в целом (забота о качестве жизни).
- 2. Привлечение сотрудников к групповому процессу принятия управленческих решений.
- 3. Периодическая ротация кадров и пожизненная гарантированность занятости.
Для оценки эффективности каждого из стилей управления американский ученый Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение определяемых на основе экспертиз сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Иными словами, для получения эффективных результатов руководители должны адаптировать стили руководства к деловым ситуациям, применяя в два раза больше убеждения, чем принуждения.